Любая техника, которая работает от электричества, боится скачков напряжения. Они могут произойти по ряду причин, большинство из которых происходят не по вине потребителя электрических услуг.

Если электроприборы и бытовая техника повреждены в результате скачка напряжения в электросети, речь идет о некачественном электроснабжении.

В первую очередь при возникновении такой ситуации необходимо определить виновное лицо, которое должно возместить нанесенный ущерб. Таким лицом может быть:

- ресурсоснабжающая организация, если причиной послужили авария или перепад напряжения в электрических сетях;

- организация по обслуживанию многоквартирного дома (УК, УО, ТСЖ)если причиной ущерба являются аварии на внутридомовых электрических сетях, проходящих от границы ответственности с РСО до квартиры пострадавшего (например, отгорел нулевой провод в щитовой дома, при сходе снега с крыши дома поврежден кабель и т.д.);

- третье лицо, если его действия привели к сбою в электрической сети дома (например, сосед, самостоятельно проводивший ремонт и нарушивший правила монтажа или эксплуатации электроустановок, или организация, которая вела работы и повредила кабель).

Как доказать перепад напряжения в сети. 

Для того чтобы доказать ущерб, причиненный перепадом напряжения в сети,рекомендуем придерживаться следующего алгоритма:

  • При обнаружении перепада напряжения в сети нужно уведомитьаварийно-диспетчерскую службу поставщика электрической энергии или управляющей компании. Сообщение об отключении света может быть сделано по телефону и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. Факт скачка напряженияОБЯЗАТЕЛЬНО должен быть зафиксирован в акте о происшедшей перемене напряжения с указанием даты и точного времени.

На подстанциях установлено специальное оборудование, которое фиксирует малейший скачок в сети электропередачи. По заявлению обратившихся граждан поставщик электроэнергии обязан выдать подтверждающий документ (справку), если сбой электроэнергии действительно был.

  • Далее необходимо обратится письменно в управляющую компанию либо в организациюпоставщика электрической энергиипо вопросу проведения обследования и составления акта о причинении ущерба Вашему имуществу. В акте описывается причиненный ущерб имуществу и обстоятельства, при которых такой ущерб был причинен, а так же полный перечень вышедшей из строя бытовой техники.

Указанный акт должен быть составлен и подписан не позднее 12 часов с момента Вашего обращения в аварийно-диспетчерскую службу. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых передается Вам,а второй остается у организации, составившей вышеуказанный акт.

  • В случае если управляющая компания или организация поставщика электрической энергии не оспаривают факт перепада напряжения, впоследствии необходимо обратиться в сервисный центр для установления стоимости ремонтно – восстановительных работ. Если техника не подлежит ремонту, то здесь можно подтвердить стоимость чеками о покупке или провести оценку, чтобыустановить реальную сумму ущерба, исходя из стоимости "утраченной" техники с учетом износа.

Однако, если управляющая компания или организация поставщика электрической энергииотрицаютфакт перепада напряжения электроэнергии, необходимо обратиться в независимую экспертную организацию. ВАЖНО! установитьпричинно следственную связь между перепадом напряжения и выходом из строя Вашей бытовой техники, а так же можно попросить экспертов провести оценочную стоимость ремонта вышедшей из строя техники или посчитать рыночную стоимость в случае полной утраты техники.

На основании собранных документов (справки о перепаде напряжения, акта, заключения и др.) можно требовать с виновного лица возмещения причиненного вреда.

Для этого необходимо направить письменную претензию с требованием возмещения нанесенного ущерба в адрес виновного лица. К претензии приложите копии всех подтверждающих ваши требования, документы.

ЕслиорганизацияответилаВам отказом или вообще не отреагировала на Ваше обращение в течение 30-дневного срока, следующим шагом становится обращениев суд с исковым заявлением.

Потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред его имуществу.

В случае возникновения вопросов, за консультацией можнообращатьсяпо телефону «горячей линии» Единенного консультационного центра Роспотребнадзора 8-800-555-49-43.