В связи с проведением реформы контрольно-надзорной деятельности принят Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ, устанавливающий новый порядок организации и осуществления государственного и муниципального контроля.

Основной целью данного Федерального закона является предупреждение нарушений обязательных требований.

По новому закону в качестве контролируемых лиц признаются не только юридические лица и индивидуальные предприниматели, но и граждане и организации практически во всех сферах правоотношений, а не только в сфере предпринимательской деятельности.

Законом предусмотрены новые способы контроля - выездное обследование, мониторинговая закупка, выборочный контроль и инспекционный визит.

При этом инспекционный визит и выездную проверку можно будет проводить с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи. Продолжительность проверок составляет максимум 10 рабочих дней, что в два раза меньше чем ранее.

Положения о видах регионального и муниципального контролей на основе этого закона должны быть приняты до 01.01.2022. До их утверждения будут применяться положения, принятые по правилам, утвержденным Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ).

Плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год, проводятся по плану, утвержденному в соответствии с Законом № 294-ФЗ. Организация, проведение и оформление результатов проверок, не завершенных на 01.07.2021, осуществляются по правилам, действовавшим на дату их начала.

Все действия контролирующих органов по проведению контрольно-надзорных мероприятий будут отражаться в информационной системе. Для этого с 01.07.2021 созданы такие ресурсы, включая Единый реестр видов государственного и муниципального контроля (надзора), который будет сформирован до 2022 года; Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (сейчас это Единый реестр проверок); Информационная система досудебного обжалования; Реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований; Информационные системы контрольных (надзорных) органов.

Наличие таких систем позволит лицам, в отношении которых проводятся проверки, отслеживать правомерность проведения проверок, а также получить оперативный доступ ко всем необходимым документам и сведениям.

Закон также определяет права и обязанности контролеров и лиц, в отношении которых проводятся проверки.

Информация о проверках и решениях органы будет доводиться до проверяемых лиц, в том числе через Единый портал госуслуг либо на бумажном носителе в случае если электронная связь невозможна.

При этом не включенное в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий контрольное (надзорное) мероприятие не может быть проведено.

Такое нарушение этого правила будет считаться грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, которое послужит основанием для отмены соответствующего решения, принятого по результатам такого контрольного (надзорного) мероприятия.

Формирование плана проверок на 2022 год начато с 01.10.2021.