Федеральным законом № 81-ФЗ от 19.05.1995 (с изменениями от 07.05.2013) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»

(далее – Федеральный закон № 81-ФЗ) предусмотрена единая система государственных пособий, предоставляемых гражданам в связи с рождением и воспитанием детей. Закон направлен на создание благоприятных социальных условий для воспитания детей.

Каждое из названных ниже пособий имеет свою особую нацеленность на решение конкретных задач, в связи с чем устанавливаются определенный перечень получателей пособия, определенная продолжительность выплаты пособия, а также размер пособия. Так, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком неразрывно связано с фактическим осуществлением ухода за малолетним ребенком до достижения им возраста полутора лет. Исходя из этого, в законе определен круг лиц, имеющих данное право (матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком), условия предоставления пособия и его размеры.

Право на пособия закреплено не за детьми, а за гражданами, имеющими право в силу закона представлять их права и законные интересы. К таким гражданам относятся родители, опекуны и попечители несовершеннолетних.

Прежде всего, под действие Федерального закона № 81-ФЗ подпадают и являются получателями пособия граждане Российской Федерации. В перечисленных в законе случаях право на пособия также имеют иностранные граждане и лица без гражданства.

Орган или учреждение, в которое получатели пособий могут обращаться в порядке, установленном названным Федеральным законом, за детскими пособиями, находится по месту жительства или месту фактического нахождения на территории России ребенка и его родителей или иных законных представителей. В связи с этим важное значение для реализации права на пособия имеет факт регистрации по месту жительства.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 81-ФЗ действие данного закона распространяется на временно проживающих на территории РФ и подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством иностранных граждан и лиц без гражданства.

Иностранные граждане, проживающие по разрешению на временное проживание или виду на жительство, должны в обязательном порядке проходить ежегодную перерегистрацию. Иностранный гражданин, не прошедший ежегодную перерегистрацию, и, соответственно, не имеющий отметки о прохождении перерегистрации, считается проживающим по недействительному документу.

Таким образом, законно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также беженцам гарантирована государственная материальная поддержка материнства, отцовства и детства независимо от того, на какой основе они проживают на территории РФ - постоянной (при получении вида на жительство) или временной (при получении разрешения на временное проживание).

Действие данного закона не распространяется на граждан Российской Федерации (иностранных граждан и лиц без гражданства), дети которых находятся на полном государственном обеспечении, граждан Российской Федерации (иностранных граждан и лиц без гражданства), лишенных родительских прав либо ограниченных в родительских правах, за исключением случаев назначения и выплаты пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщине, вставшей на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, и единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Также право на государственную поддержку не имеют граждане Российской Федерации, выехавшие на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.

Статьей 3 названного Федерального закона установлены такие виды государственных пособий как пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, ежемесячное пособие на ребенка, единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Все вышеуказанные пособия назначаются и выплачиваются по месту работы, учебы, службы, в органах социальной защиты в зависимости от рода деятельности и занятости получателей.

Пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и с учетом иных условий, установленных Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными, пособие выплачивается в сумме 300 рублей (без учета индексации).

Женщинам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования – в размере стипендии.

Женщинам, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах – в размере денежного довольствия.

Пособие выплачивается за 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (при осложненных родах - 86, при рождении двух и более детей - 110) календарных дней после родов.

В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона № 81-ФЗ вышеуказанные пособия подлежат индексации в размере и сроки, которые предусмотрены федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, исходя из установленного указанным Федеральным законом прогнозного уровня инфляции. На 01.01.2013 коэффициент индексации составил 1.055. Кроме того, в Иркутском районе районный коэффициент к заработной плате установлен на отметке 1.6, в связи с чем, размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, определяются с применением этого коэффициента, который учитывается при исчислении указанных пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы.

Получателями ежемесячного пособия по уходу за ребенком являются матери либо отцы или другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В настоящее время неработающим мама также пособие выплачивается, однако, в минимальном размере.

Неработающая мама может получать названное пособие, только если она зарегистрирована со своим ребенком по одному месту жительства. Для выплаты детских пособий это имеет значение, так как к заявлению неработающей женщины нужно прикладывать справку о регистрации по месту жительства матери и ее ребенка.

Отец и другие родственники в своих правах оформить и получать ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком по закону приравнены к матери ребенка. Однако следует обратить внимание, что если в семье имеется работающий отец, а мать ребенка не работает, то пособие по уходу должна оформлять на себя именно мама. По умолчанию справедливо считается, что за ребенком ухаживает неработающая мать и доказательств того, что ухаживает за ребенком именно она, не требуется. Поэтому работающему родителю не получится оформить на себя пособие по уходу, если его супруг или супруга не работает.

Период получения пособия: со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком (по истечении отпуска по беременности и родам) по день исполнения ребенку возраста 1,5 лет.

Оформлять и получать пособия удобнее всего по месту работы, поскольку организация работодателя обычно имеет в штате бухгалтерского работника, который не только примет заявление, но и посоветует, что нужно дополнительно принести, и проконсультирует и, если нужно, сделает расчет и самостоятельно отдаст документы в орган ФСС РФ. Гораздо больше затрат времени, сил и, самое главное, знаний требует самостоятельное обращение в отделение ФСС или орган соцзащиты.

К слову, постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 23 октября 2003 г. N 73 утверждены Нормы времени на работы по назначению и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, выполняемые органами социальной защиты населения.

Например прием документов для назначения пособия не может превышать 21 минуты.

Право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. В случае рождения двух или более детей указанное пособие выплачивается на каждого ребенка.

Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается в размере 8 000 рублей. С учетом индексации на 01.01.2013 пособие составило 13 087,61 рублей, при этом не нужно забывать про районный коэффициент.

В соответствии с Законом Иркутской области № 130-ОЗ от 17.12.2008 «О ежемесячном пособии на ребенка в Иркутской области», ежемесячное пособие на ребенка выплачивается одному из родителей, усыновителей на каждого рожденного, усыновленного, совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося образовательного учреждения общеобразовательного типа - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает утвержденную величину прожиточного минимума в целом по области в расчете на душу населения. За первый квартал 2013 года указанный прожиточный минимум составил 6689 рублей, а ежемесячное пособие в размере 205 рублей.

Размер ежемесячного пособия на ребенка увеличивается на сто процентов на детей одиноких матерей, на пятьдесят процентов - на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, когда взыскание алиментов невозможно, а также на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Для назначения ежемесячного пособия на ребенка законный представитель должен обратиться в уполномоченный орган по месту жительства (месту пребывания) законного представителя с ребенком с заявлением, в котором указывает размер доходов каждого члена семьи за три последних календарных месяца, предшествующих подаче заявления; сведения о неполучении ежемесячного пособия на ребенка другим законным представителем ребенка (с указанием места жительства другого законного представителя ребенка) и основания для назначения ежемесячного пособия на ребенка в повышенном размере - при наличии таких оснований.

Поскольку государственные пособия на детей предоставляются в заявительном порядке, то для определения того, действительно ли заявитель является лицом, имеющим право на получение пособия, необходимы определенные документы.

Законодатель предусматривает для заявителей альтернативу: либо предоставить документы (копии документов, сведения), необходимые для назначения и выплаты государственных пособий, по собственной инициативе, либо не предоставлять их. В случае если заявитель предоставил только заявление либо только заявление с частью необходимых документов, орган, осуществляющий назначение и выплату государственных пособий, обязан направить запрос в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или (и) подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации. По запросу документы (копии документов, сведения) должны быть предоставлены в письменном или электронном виде.

К документам, предоставляемым вместе с заявлением о назначении и выплате пособия, относятся:

- документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации (это в первую очередь паспорт), в т.ч. военнослужащих, а также документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца;

- свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния (например, свидетельство о рождении ребенка, свидетельство о браке);

- документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства или по месту пребывания (например, справка о временной регистрации по месту жительства);

- документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке гражданина (трудовая книжка);

- справки, заключения и иные документы, выдаваемые организациями, входящими в государственную, муниципальную или частную систему здравоохранения (в частности, листок нетрудоспособности, справка из женской консультации с указанием срока беременности);

- решения, приговоры, определения и постановления судов общей юрисдикции (например, решение суда об усыновлении ребенка);

- решения, заключения и разрешения, выдаваемые органами опеки и попечительства в соответствии с законодательством РФ об опеке и попечительстве.

После приема документов уполномоченный орган должен принять решение о выдаче пособия либо об отказе в его выдаче, о чем уведомить в пятидневный срок после принятия решения.

Статьёй 18 названного Федерального закона установлена обязанность получателей государственных пособий в срок не превышающий трех месяцев извещать об изменении условий, влияющих на их выплату, то есть о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров государственных пособий гражданам, имеющим детей, или прекращение их выплаты.

Излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, в соответствии со ст. 19 Федерального закона № 81-ФЗ удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров). Удержания производятся в размере не свыше двадцати процентов либо суммы, причитающейся получателю при каждой последующей выплате государственного пособия гражданам, имеющим детей; либо заработной платы получателя в соответствии с требованиями законодательства о труде Российской Федерации. При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке. Суммы, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего государственное пособие гражданам, имеющим детей, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки.

Признавая необходимость государственной поддержки материнства и детства, Конституция Российской Федерации предполагает создание всем своим гражданам, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории России, условий, обеспечивающих их достойную жизнь и выполнение ими социальных функций, связанных, в частности, с материнством и детством. Исполняя взятую на себя конституционную обязанность, государство гарантирует предоставление государственных пособий семьям с детьми.

Однако, нередки случаи фальсификации сведений родителями или законными представителями с целью получения необоснованно вышеуказанных пособий, злоупотребление родителями и законными представителями своих прав, когда пособия на детей попросту тратятся взрослыми на приобретение алкогольных напитков и на другие цели, никак не связанные с обеспечением достойной жизни для маленьких граждан России. Такие случаи необходимо пресекать, для чего сознательные граждане должны незамедлительно информировать о них правоохранительные органы.

Помощник прокурора

Иркутского района

юрист 1 класса А.А. Перфильев