В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683) одной из задач противодействия угрозам экономической безопасности Российской Федерации является сокращение неформальной занятости и легализация трудовых отношений.

Неформальную занятость можно определить как «любые виды трудовых отношений, основанные на устной договоренности». Не секрет, что некоторые работодатели в целях экономии и ухода от налоговых и других обязательных платежей, принимая работника, отказывают ему в оформлении трудовых отношений, то есть предлагают ему работать «вчерную». Да и многие работники предпочитают работать без официального оформления. Все это приводит к неполному получению доходов муниципального уровня от налога на доходы физических лиц. Отсюда – проблема дефицитности бюджета, что не позволяет реализовывать мероприятия по развитию различных сфер.

Работники неформального сектора, на первый взгляд, получают финансовое преимущество в виде того, что неуплаченные налоги остаются у них, но при этом сталкиваются с ущемлением своих трудовых и социальных прав.

Соглашаясь работать неформально, работник рискует:

  • получать заниженную оплату труда;
  • не получать заработную плату в случае любого конфликта с работодателем;
  • не получать отпускные или вовсе не пойти в отпуск;
  • не получить оплату листка нетрудоспособности;
  • не получить расчет при увольнении и т.п.

А самое, наверное, главное, эти работники полностью лишают себя социальных гарантий, предусмотренных трудовым законодательством.

Предприниматели и руководители частных компаний фактически уходят от отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонды социального и медицинского страхования. Тем самым, они существенно снижают уровень социальной защищенности работников, лишая их пособия по нетрудоспособности и не давая возможность обеспечить достойную жизнь на пенсии. Еще один веский аргумент в пользу легальной зарплаты – положения Налогового кодекса Российской Федерации, дающие право на получение социальных налоговых вычетов, т.е. права на возврат части уплаченного налога в случаях, когда граждане потратили средства на обучение или дорогостоящее лечение.

Статьей 219 Налогового кодекса РФ предусмотрены следующие социальные налоговые вычеты:

1) в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей (брата/сестры) в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет, налогоплательщиком – бывшим опекуном (налогоплательщиком – бывшим попечителем) за обучение бывших подопечных в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде:

- за медицинские услуги, оказанные ему, его супругу (супруге), родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет, а также в размере стоимости лекарственных препаратов для медицинского применения, назначенных им лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиками за счет собственных средств;

- в виде страховых взносов по договорам добровольного личного страхования, а также по договорам добровольного страхования своих супруга (супруги), родителей, детей (в том числе усыновленных) в возрасте до 18 лет, подопечных в возрасте до 18 лет.

3) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде:

- пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и страховых взносов по договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным налогоплательщиком в свою пользу и в пользу членов семьи и близких родственников (супругов, родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновленных, дедушки, бабушки и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер), детей-инвалидов, находящихся под опекой (попечительством);

- страховых взносов по договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным в свою пользу и в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством);

- страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни, заключенным в свою пользу и в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством).

4) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию.

5) в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за прохождение независимой оценки своей квалификации на соответствие требованиям к квалификации в организациях, осуществляющих такую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Максимальная сумма социального налогового вычета: в совокупности не более 120 000 рублей за налоговый период (за исключением вычетов по расходам на обучение детей налогоплательщика и расходам на дорогостоящее лечение).

Максимальная сумма налогового вычета по расходам на обучение своих детей и подопечных: не более 50 000 рублей за налоговый период на каждого ребенка (родного, усыновленного или опекаемого).

Общая сумма социального налогового вычета по расходам на дорогостоящее лечение принимается в размере фактически произведенных расходов.

Уважаемые работодатели района, призываем вас обеспечить соблюдение действующего законодательства в сфере труда при трудоустройстве наемных работников и обеспечить своевременную уплату страховых взносов во внебюджетные фонды.

Жители района при несвоевременной выплате заработной платы, использовании нелегальной рабочей силы и наличии на предприятиях «серых» схем оплаты труда могут обратиться в отдел трудовых отношений Комитета по финансовому муниципальному контролю администрации Иркутского районного муниципального образования по телефону «горячей линии»: 718-002, в Государственную инспекцию труда в Иркутской области: г. Иркутск, ул. Софьи Перовской, 30; т. 20-54-24, 88007078841, прокуратуру Иркутского района: г. Иркутск, ул. Трудовая, 9; т. 25-19-20, 20-95-49.

Отдел трудовых отношений Комитета по муниципальному и финансовому контролю администрации Иркутского районного муниципального образования