Влияние государства на интересы, мировоззрение и общее отношение человека к жизни – неоспоримо… Если говорить о человеке, рожденном в СССР, можно смело утверждать, что благодаря культовым событиям, патриотическим лозунгам, общепринятым нравственным ценностям того времени, с детства закладываются определенные принципы отношений с людьми, умение работать в команде и чувство большой ответственности за свои действия и принятые решения.

А если внешнее воздействие соединить с железным характером и несгибаемой силой воли, получится довольно жесткий, волевой и придерживающийся своих внутренних принципов человек. Именно таким человеком оказался гость нашей редакции – «почетный полярник России», Вадим Писаревский. Наша встреча состоялась по поводу присвоения Вадиму звания почетного полярника России, а в далеком 1988 г. нагрудным знаком был награжден полярник СССР.

Как признается сам Писаревский – Для меня эта награда – моя прошлая жизнь – молодость и зрелость, которые я отдал Заполярью. Это время, когда все люди видели лето, а я видел снега и лед. Как закончил Якутское речное, так и ходил в вечной зиме (улыбается).


Арктическая навигация открывается в конце мая, начале июня, заканчивается в октябре.


Я победил…

История становления у почетного теперь полярника начиналась почти по «киношному». Учился Вадим в Ангарске, заканчивал 8-й класс, и как все мальчишки того времени серьезно бредил мореходкой, вместе с друзьями – такими же увлеченными ребятами решили ехать поступать в Якутское речное училище. Но родители были явно против. Мама настаивала на окончании 10-ти классов, а потом институт - торговый в то время был особо привлекателен. Зная упертый характер Вадима, вся одежда будущего «торгового представителя» была спрятана, а оговоренный день отъезда в училище неумолимо приближался и ребята ждали ответа – едешь или нет…

- В то время за мусором к определенному времени приходили мусорные машины, выносить ведро нужно было к приезду автомобиля. Я сказал бабушке – я пойду, мусор вынесу – и ушел в одних кедах, домашней одежде и с мусорным ведром – так и поехал с ребятами в Якутск и поступил в мореходку. Конечно, потом приехали родители. Мама сказала – нет, ты тут учиться не будешь, а я сказал - буду! Я победил…

Вместе с Вадимом, на курс (продолжительность обучения 4 года, 6 месяцев) поступило 113 человек, а выпустилось 18. Такой большой разбег цифр Вадим объяснил просто, без лишних комментариев – Тяжелое училище, жесткие условия обучения были в то время… Но кто прошел курс этого училища – бесстрашны. Из нас делали мужчин.

Наверное, именно эта способность быть мужчиной, идти до конца и добиваться своих целей, не размышляя о несправедливости или отсутствии комфорта, и предопределила будущую профессию и общий курс жизни выпускника.

Курс на Север

После училища – служба в армии. Свою первую навигацию (Период времени в году, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство – прим. ред.) Вадим отработал первым помощником капитана (старпомом), ходил на Нербинскую пристань. Затем 14 дней работы исполняющим обязанности капитана, и Капитан судна.


Кабота́ж (фр. cabotage) — термин, использующийся для обозначения «плавания коммерческого грузового или пассажирского судна между морскими портами одного и того же государства». Название термина происходит от испанского слова cabo, которое означает «мыс». Изначально – плавание «от мыса к мысу» без выхода в открытое море.


- Суда были разные, на каботажке начинал с буксира – ходили на Индигирку, Яну, Колыму. Затем стал капитаном Сунгари (Озерно-речной ледокол). Сопровождали японские и финляндские суда, которые приходили в Тикси за лесом. Дважды в то время был на проливе Вилькицкого – это сейчас Арктический путь открыт, и суда стали другие: ледовый класс больше, оснащенные высокотехничной техникой, радарами, GPS, а раньше редко кто проходил – пролив сложный.

Вообще, для капитана ледокола главным инструментом является только «чутьё» – нужно научиться «читать» лёд. Есть 8 наименований льда, и каждый вид оценивается по техническим характеристикам – из чего состоит, какая толщина, наличие трещин, направление этих трещин и изломов. Нужно уметь сопоставлять несколько задач одновременно: состояние ветра и солнца, и состояние льда – только тогда можно идти и вести за собой «караван» – а это 8-9 груженых судов, за каждый из которых ты отвечаешь, не столько перед собственником, сколько перед Партией и государством (улыбается). В то время не было страха за свою шкуру… Была ответственность и обязательства. И еще четкое понимание, что рассчитывать кроме себя не на кого. От твоего решения, которое зачастую принимается молниеносно, зависит и сохранность груза/судов и безопасность команды. Капитан должен просчитать все! Это определенная борьба со стихией. И это особая каста людей.

Чуть больше 10 лет отдал Вадим работе на Заполярье – больше не позволило здоровье – ушел на берег.

Якутия – Иркутск

Уйти на берег, вовсе не значит прекратить ходить в плавание. Для того, кто большую часть своей жизни посвятил судам, наверное, и невозможно полностью перейти на сушу. Зная богатый опыт и способность к аналитике в судоходстве, Писаревского пригласили на должность заместителя министра транспорта в республике Якутия, где он проработал в общей сложности 4 года, 3 из которых был официальным представителем мин. Транспорта в Иркутске. Это то время, когда два субъекта РФ – Якутия и Иркутск совместно начинали строить логистическую сеть поставок грузов на север из порта Осетрово. Именно эту транспортную цепочку отлаживал Вадим. И так и остался в Иркутском районе – вернулся к родным истокам: построил дом в поселке Южный Мамонского МО, создал семью, открыл гидротехническую компанию и вроде бы должен был спокойно осесть и как типичный теперь уже бизнесмен – считать прибыли, покупать недвижимости и дорогие автомобили. Но характер того упертого пацана с четкой жизненной позицией осесть не позволил, а скорее и мысли такой не было. Бизнес ради бизнеса – удел «новых» людей.

Социальная программа «по Долженко»

Как говорит сам Вадим – каким бы не был Советский союз, но это государство дало мне дорогу – дало образование, работу на флоте, и лечило в свое время, и кормило… А сейчас я задумался, наверное я тоже должен что то отдать, пусть уже и с другим названием, но моему государству. Пришло время отдавать.

l3009

l30091

Так, в определенный момент, после долгого ожидания приезда скорой помощи, пришло решение – построить в поселке поликлинику. В данном случае, отдельно взятый бизнесмен не стал заниматься бизнес-программой, нацеленной на собственное обогащение – он замахнулся на решение социальных проблем своего района. Совместно с администрацией района разработал проект медицинского учреждения, потребовалась уйма времени, средств и нервов на согласование всех механизмов сан-эпид режима – от планирования кабинетов до внутренней отделки помещений. Как признается сам Писаревский, иногда ситуации доходили до абсурда – было желание просто опустить руки и оставить это занятие. В этот момент большую поддержку оказал старый друг и единомышленник – Артур Николаевич Чилингаров – он приезжал на начальном этапе строительства и уверенно, без тени сомнения говорил – Ты сделаешь! И Вадим сделал... Построил социальный объект с нуля, за 2 года.

l30092


Юрий Долженко – был руководителем ФГУ «Ленское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства». Принимал неоценимое участие в развитии социальной сферы республики Якутия. Строил общежития для речников, социальные столовые, медицинские учреждения. Стараниями Юрия Анатольевича стали возможными строительство и ввод в эксплуатацию нового здания для речного училища, ныне Якутского института водного транспорта, филиала Новосибирской Академии водного транспорта.


Сейчас ждет открытия новая, оснащенная современным оборудованием поликлиника имени Юрия Анатольевича Долженко, или лечебно-диагностический центр, где основной идеей является не просто осмотреть пациента и озвучив диагноз отправить лечиться самостоятельно, а вести полный цикл медицинских услуг – от определения диагноза до проведения полного курса лечения.

l30093

- Многих удивляло мое желание построить поликлинику, вместо того, чтобы, например, открыть очередное прибыльное заведение, говорили открой ресторан или мойку – зачем тебе это? А я не хочу зарабатывать на мойке – я хотел больницу, чтобы люди получали квалифицированную и своевременную помощь. Сейчас планирую построить опорный пункт полиции – его в поселке не хватает. Договорился в строящемся хоккейном корте обустроить раздевалку. Часовню поставить…

Планов и энергии у Вадима, действительно много.

А после беседы с настоящим полярником ловишь себя на каком-то неловком чувстве – становится даже немного совестно. Зарабатывать деньги стало для нас привычной нормой жизни, в обиходе укоренились безразличные принципы – «ничего личного – это просто бизнес», «ты ничего никому не должен». Мы отвыкли отдавать.

И вспоминается строчка из песни Высоцкого – Настоящих буйных мало. Наверное, это поколение настоящих буйных, или, как говорит сам Писаревский – особая каста людей?

Ольга Яровая

l30094