Пленум Верховного Суда Российской Федерации 14 июня 2018 года в постановлении №17 «О некоторых вопросах, связанных с применением конфискации имущества в уголовном судопроизводстве» дал разъяснения, регламентирующие практику применения по уголовным делам меры уголовно-правового характера в виде конфискации имущества (принудительного безвозмездного изъятия и обращения в собственность государства).

В п. 2 указанного постановления Верховный Суд РФ указал, что деньги, ценности и иное имущество, а также доходы от него подлежат конфискации, если они получены в результате совершения преступлений, определенных в п.п. «а»,«б» ч. 1 ст. 104.1 Уголовного кодекса РФ.

В этот перечень включены преступления, предусмотренные, в том числе ч. 2 ст. 105 (убийство при отягчающих обстоятельствах), ч.ч. 2-4 ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 228.1 (незаконное производство, сбыт или пересылка наркотических средств), ст. 285  (злоупотребление должностными полномочиями), ст. 290 (дача взятки).

Вместе с тем орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, принадлежащие обвиняемому, могут быть конфискованы и по другим делам о преступлениях, перечень которых законом не ограничен. В этих случаях применяются положения п. «г» ч. 1 ст. 104.1 Уголовного кодекса РФ.

Под орудием, оборудованием или иными средствами совершения преступления, согласно разъяснения п. 3 постановления, понимаются предметы, которые использовались либо были предназначены для использования при совершении преступного деяния иди для достижения преступного результата (например, копировальные аппараты и иная оргтехника, использованные для изготовления поддельных документов).

По делам о коррупционных преступлениях деньги, ценности и иное имущество, переданные в виде взятки или предмета коммерческого подкупа, подлежат конфискации и не могут быть возвращены взяткодателю либо лицу, совершившему коммерческий подкуп, в том числе в случаях, когда они освобождены от уголовной ответственности на основании примечаний к ст.ст. 291, 291.2, 204, 204.2 Уголовного кодекса РФ ввиду активного способствования раскрытию и (или) расследованию преступления, либо при вымогательстве предмета преступного деяния, либо лицо после совершения преступления добровольно заявило об этом в орган, имеющий право возбудить уголовное дело (п. 4 постановления).

Однако деньги и другие ценности, переданные в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с целью задержания с поличным лица, заявившего требование о даче взятки или коммерческом подкупе, возвращаются их владельцу, если он до передачи ценностей добровольно сообщил о таком требовании.

В целях обеспечения возможной конфискации, как следует из п. 6 постановления, арест может быть наложен на имущество, указанное в ч. 1 ст. 104 Уголовного кодекса РФ, находящееся не только у подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия, но и у других лиц.

При этом если меры по обеспечению возможной конфискации имущества не были приняты в ходе предварительного расследования, то суд вправе по ходатайству потерпевшего или его представителя либо прокурора принять решение о наложении ареста на имущество и в ходе судебного разбирательства (п. 8 постановления).

Решение о применении меры уголовно-правового характера в виде конфискации имущества может быть принято, как указано в п. 13 постановления, не только при постановлении обвинительного приговора, но и в случае прекращения судом уголовного дела (уголовного преследования) по нереабилитирующим основаниям, в том числе при прекращении на основании п. 4 ч. 1 ст. 24 и п. 1 ст. 254 Уголовно-процессуального кодекса РФ в связи со смертью обвиняемого (подсудимого) с разъяснением правовых последствий принятия такого решения, включая возможную конфискацию имущества, его близким родственникам.