07 апреля 2014

В порядке межмуниципального сотрудничества 4-5 апреля 2014 года был проведен семинар – совещание представительных органов Иркутского района и Ольхонского района в пос.Сахюрта (МРС).

Депутатами Иркутского и Ольхонского районов было подписано совместное обращение Председателю Законодательного Собрания Иркутской области Л.М.Берлиной.

На семинаре-совещании депутаты обсудили вынесенный законопроект Государственной Думы Российской Федерации по внесению изменений в законодательные акты по предстоящей реформе местного самоуправления. Учитывая особенности развития местного самоуправления в сельских прибрежных зонах Байкала и пригородных территориях, накопившийся опыт работы районов с поселениями, взвешивая поступившие предложения о совершенствовании института местного самоуправления на территориях муниципальных районов, депутаты пришли к мнению, что нельзя однотипно подходить ко всем территориям, где сложился определенный опыт работы, свои принципы развития местного самоуправления, разный экономический потенциал.

Учитывая ответственность перед избирателями, депутаты Иркутского района и Ольхонского районов предлагают Законодательному Собранию Иркутской области рассмотреть и учесть наши предложения.

В первую очередь, мы должны консолидировано решать вопросы экономического развития территорий, создания единой стратегии во благо населения, что позволит не только обеспечить комфортное проживание на территориях, но и повысит доверие к действующей власти, поднимет активность и ответственность граждан.

2. Мы видим необходимость закрепления и в дальнейшем прямых выборов главы районного муниципального образования (мэра), по следующим причинам:

а) Необходимо сохранить легитимность первого лица района, за которого проходит голосование на всей территории района, в каждом поселении его кандидатура будет обсуждаться, будут организовываться встречи, где кандидат получает наказы от избирателей, необходимые для возникающей ответственности перед населением, той самой близости к избирателям, которой пронизаны пояснительные записки к законопроекту;

б) В случае избрания мэра района из числа глав поселений, по предлагаемому проекту, глава районного муниципального образования будет избран лишь представительством одного поселения, чем нарушаются права избирателей других поселений. Нарушается первейший принцип местного самоуправления – выборность, возможность выражения своего мнения избирателями всей территории. Встает также вопрос - как будет проходить совмещение деятельности главы-председателя Думы поселения и мэра-председателя Думы района – обязательно в ущерб либо поселения, либо района. Как совместить руководство 3-мя юридическими лицами и сколько за напряженность труда он должен получать заработанных вознаграждений…

При этом, значительно пострадает статус мэра района и будет ничтожной его ответственность перед избирателями района в целом. Либо возникнет потребность в проведении в поселении повторных выборов главы, попирая уже оказанное доверие населения,.

в) В случае избрания мэра района из числа депутатов Думы поселения – теряется принцип легитимности выборов кандидатуры, избранной по двух (N-) мандатному принципу в одном из округов поселения района, за которого, возможно, проголосовало всего около 20 избирателей. Кроме того, за депутатами поселений, избранными по многомандатной системе не закрепляются избиратели, как при одномандатных выборах, проходящих в настоящее время в районах. Данная позиция лишает депутата района прямой близости с избирателями всего поселения и ответственности перед ними.

3. Необходим переходный период для приведения законов субъектов РФ и уставов муниципальных образований в соответствии с изменениями, вносимыми в Федеральный закон, также необходимо уточнить механизм переходного периода для обеспечения более взвешенных шагов изменений структур управления территориями. Предлагается, в случае перехода к новому институту местного самоуправления, окончательный переход произвести после завершения полномочий депутатов 1-го уровня в поселениях, предоставив возможность бывшим депутатам района с богатым опытом работы, знаниями проблемных вопросов территорий, принять участие в проводимых выборах. Это необходимо для сохранения преемственности и для обеспечения реализации конституционного права гражданина быть избранным бывшим депутатам районной Думы. В противном случае они лишаются такого права. На переходный период предлагается произвести выборы депутатов района 6-го созыва по действующей одномандатной системе. Кроме того, предлагается в статье 35 проекта Федерального закона слова «с равной независимо от численности поселения» заменить словами «пропорционально в зависимости от численности зарегистрированных избирателей поселения». Так как, например в Ольхонском районе на территории Еланцынского МО проживает примерно 50% жителей района, а вносимые изменения в проекте закона нарушают нормы представительства населения Еланцынского МО;

4. Предлагается также сохранить вместе с прямыми выборами мэра района его полномочия как главы администрации, а Председателя Думы района избирать из числа депутатов. Этим мы сохраним принцип разделения власти.

При назначении глав администрации (сити-менеджеров) по контракту, более подготовленных к хозяйственной деятельности, усугубит положение по управлению территорией. При наличии Главы муниципального образования и отдельно главы администрации на одной территории будет создаваться конфликтная ситуация, ведущая к неуправляемости.

5. Необходимо предоставить рычаги воздействия на глав муниципальных образований, глав администраций, дать полномочия представительным органам районов в части инициирования отзыва по причинам систематического неисполнения своих полномочий, определенных Уставом муниципального образования. При неудовлетворительной оценке его деятельности, данной представительным органом муниципального образования. Данная инициатива должна направляться в судебные органы, либо в органы власти субъекта, имеющие полномочия для осуществления процедуры отзыва. Это увеличит доверие населения к власти, усилит ответственность избранных глав, поднимет имидж представительной власти.